• Post category:Статьи
  • Запись изменена:06.01.2021

Парфюмерный Оскар

Мероприятие, которое ежегодно проводится в Нью-Йорке, спонсируется The Fragrance Foundation (Парфюмерным фондом, TFF) и оценивает креативные достижения в парфюмерной индустрии, называется FiFi Awards. Эта церемония, которую журналисты уже успели окрестить “Оскаром парфюмерной индустрии”, была основана Аннетой Грин (Annette Green), экс-президентом TFF.

Современное название “FiFi” премия обрела в конце 1980-х, автор этой аббревиатуры – бьюти-журналист Джон Ледес. Фантазийное слово “FiFi” является зарегистрированной торговой маркой. The FiFi Awards обычно посещает около тысячи участников международного парфюмерного сообщества – дизайнеров, звезд моды, театра, кинематографа и телеиндустрии.

Внешний вид самого трофея неоднократно изменялся, а последняя версия статуэтки была представлена в 2006 году дизайнерским агентством из Франции QSLD Denis Boudard. Творение дизайнеров представляет собой прозрачный параллелепипед, имитирующий поверхность жидкости, на которой расходятся круги – словно только что зеркальную гладь потревожила капелька духов.

Условия проведения конкурса

Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо предоставить информацию о парфюме в электронном виде и выслать несколько экземпляров продукции на адрес организации. Кроме специальных номинаций, таких как “Зал славы”, к конкурсу допускаются парфюмерные изделия, которые поступили в реализацию на протяжении года, предшествующего конкурсу. Обязательным условием является возможность представителя организации, подавшей заявку, непосредственно присутствовать на церемонии вручения награды. Далее остается только ждать результатов.

Члены TFF могут подавать заявки бесплатно, но количество таких заявок в зависимости от типа членства варьируется в пределах от 1 до 20. В конкурсе могут участвовать и не члены The Fragrance Foundation, но для них участие будет платным. Размер взноса сопоставим со средней месячной заработной платой в Киеве.

Финалисты премии выбираются из номинантов, основываясь на результатах онлайн-голосования на авторизированных сайтах, голосах представителей прессы, специализирующейся на парфюмерной индустрии, а также голосования жюри, в состав которого входят члены The Fragrance Foundation. Одним из стандартных для подобных конкурсов условий является невозможность проголосовать за свою компанию или товар.

История конкурса

Первую церемонию награждения FiFi Awards, проходившую в 1973 году в отеле Plaza (Нью Йорк), посетило 250 участников. Наиболее престижная номинация называлась “Самый успешный запуск нового парфюма”, лауреатом которой стали духи Chanel №19. В категории лучшего парфюмированного средства для мытья или ухода за кожей победу праздновала торговая марка Estee Lauder со своим продуктом Azuree. Также был отмечен флакон духов Audace от Rochas и рекламная кампания духов Norell от Revlon.

В следующем 1974 году отдельные призы были предусмотрены для женских духов и мужской парфюмерии, что почти удвоило количество номинаций. В дальнейшие 47 лет существования парфюмерного Оскара количество номинаций увеличивалось, менялись названия, а некоторые номинации не приживались или использовались ограниченное число раз для особенных поводов.

В 2020 году главной номинацией считалась категория “Аромат года”, в рамках которой было вручено целых 6 наград. Почему так много? Во-первых, отдельная премия предусмотрена для женской парфюмерии, а также для мужского и унисекс-ароматов. Внутри каждой гендерной группы выделяются категории “Люкс” и “Престиж”.

Финалистами этого года стали хорошо знакомые нашим потребителям ароматы. Парфюмерная вода Libre от YSL победила в номинации “Лучший женский аромат – Люкс”, а композиция Idol от Lancome была признана лучшим женским парфюмом в категории “Престиж”. В других категориях наград удостоились торговые марки Gucci, Carolina Herrera, Estee Lauder, Byredo, Dolce&Gabbana, KKW Fragrance и другие.

В январе 2021 открыт набор заявок на конкурс 2021 года для парфюмерной продукции, которая продается в США.

FiFi Awards переходит на национальный уровень

За свою почти полувековую историю TFF расширил сферу влияния, что позволило ему открыть региональные представительства и организовать национальные церемонии награждения. В то же время конкурс, проводимый в США, из международного перешел в категорию национального. С 1992 года проводятся национальные церемонии награждения во Франции и в Великобритании. Условия участия, формат проведения конкурса и номинации могут отличаться в разных странах в зависимости от условий франшизы.

Первый конкурс парфюмерной индустрии на территории Великобритании прошел в Лондоне, собрав около 500 представителей индустрии и звезд, среди которых были Ричард Грант, Пэрис Хилтон, Ким Кардашьян и Канье Уэст. В мае нынешнего года 28-я церемония награждения Fragrance Foundation UK Awards прошла в виртуальном режиме: более 300 влиятельных персон парфюмерного мира следили за шоу с помощью платформы YouTube. Председатель правления английского отделения Линда Кей Джексон (Linda Key Jackson) подчеркнула, что глобальная пандемия явилась величайшим вызовом человечеству со времен Второй Мировой войны.

Парфюмерный клуб и FiFi Russian Fragrance Awards

В России национальная премия берет свое начало в 2009 году. Соглашение о проведении конкурса The Fragrance Foundation подписала с организацией «Парфюмерный клуб», который к тому времени уже имел опыт проведения подобного конкурса Russian Fragrance Awards. Эта коллаборация повысила престиж российского конкурса и дало дополнительный импульс к развитию парфюмерной отрасли.

На первой церемонии в 2010 году в номинации “Celebrity” награду FiFi Russian Fragrance Awards получил аромат “Chiffon by Ani Lorak”, созданный компанией Oriflame совместно с украинской певицей Ани Лорак.

Последняя церемония FiFi Russian Fragrance Awards 2020 прошла 27 ноября в “Президент-отеле” в столице. Во время награждения своих героев нашли 15 статуэток, дополнительно организаторы вручили 11 дипломов. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, церемония сохранила международный формат: к онлайн трансляции присоединились виртуальные гости из Нью-Йорка, Парижа и других центров парфюмерного искусства. Марианна Пенькова, директор Парфюмерного клуба, подчеркнула, что несмотря на международную борьбу с короновирусом, парфюмерная индустрия продолжает работу над новыми ароматами. Особенную признательность Марианна выразила французским производителям парфюмерной продукции Argeville и Floressence.

Критика парфюмерного конкурса

Возросшая популярность конкурса привлекла внимание не только профессионалов, но и широкого круга любителей парфюмерии. Для потребителей парфюмерной продукции даже были созданы отдельные номинации: сначала за лучший парфюм года по версии потребителей голосовали читатели популярных изданий, а с приходом цифровых технологий голосование переместилось в онлайн.

Многие любители парфюмерии недовольны результатами голосования как профессионального жюри, так и членов The Fragrance Foundation. Специалисты в области ароматных технологий парируют выпады критиков следующим аргументом: многие детали в создании и продвижении парфюмерной продукции скрыты от глаз обывателей, и только профи могут по справедливости оценить старания и достижения своих коллег.

Также критики конкурса отмечают, что практически все награды достаются международным корпорациям, купившим за последние два десятилетия большую часть популярных брендов. Среди таких гигантов отрасли можно отметить IFF, Givaudan, Coty, Estee Lauder. Национальный колорит, безусловно, присутствует: в зависимости от страны проведения в число номинантов и даже победителей, иногда попадают национальные бренды.

Эта международная франшиза не избежала тех же проблем, что и другие подобные мероприятия – конкурсы красоты, песенные конкурсы и т.д. Политика и глобальная экономика неизменно вносят свои коррективы, так или иначе оказывая влияние на результаты голосования.